Новеллы о змеях

Как уже было отмечено, настоятель очень любит ходить в лес. Особенно, за грибами. Эту любовь к природе, к ее тишине и многоголосью с детства привила ему его мама. Правда, одно обстоятельство всегда омрачало ему летние посещения леса – это змеи.
Будучи еще трехлетним ребенком, он впервые был взят мамой в «маленький» лес. Находился он за улицей Южной, в полукилометре от их дома, и назывался так в противоположность «большому» лесу, который располагался за большим болотом на горе Малиновая.
Для этого подарили малышу маленькую корзинку. Вскоре он стал заядлым грибником. Правда, первый опыт оказался не очень удачным. Тогда его корзинка быстро наполнилась поганками и мухоморами. Выяснилось, что собирать грибы – очень увлекательное занятие. Через год мама стала его брать в «большой» лес. При этом была установлена договоренность, по которой ребенок обязался консультироваться о качестве каждого найденного гриба.
Один раз в хорошую летнюю погоду они отправились в лес. Пора была грибная – пошел слой белых – боровиков. Все увлеклись поисками, и время от времени лес оглашался радостными возгласами.
В очередной раз малыш забрался в кусты и увидел там свернутый черный ремешок. Он взял его и стал показывать: «Мама, смотри. Я новый ремень нашел!»
Лес огласился душераздирающим воплем: «Змея!» От страха малыш выронил свою находку. Мама бросила свою корзину, схватила его в охапку и побежала из леса.
Как удалось избежать змеиного укуса – одному Богу известно. Но в то лето в лес за грибами они больше не ходили.
Так состоялось первое, не очень приветливое, знакомство с отрядом пресмыкающихся. С годами отношение к этой, в общем-то, безобидной живой твари не стало лучше, хотя встреч с нею было предостаточно. Особенно когда приходилось работать в геологических экспедициях.
Многодневные маршруты крупномасштабной геолого-гидрологической съемки с целью поиска полезных ископаемых пролегали по безлюдным лесам и урочищам. Ночевать часто приходилось в лесу и пищу готовить на кострах. Много всякой живности встречалось на пути, в том числе и змеи. Обычно они грелись на солнышке, прямо на тропинке, по которой проходили геологи, и часто обнаруживались в траве в самую последнюю секунду, когда нога идущего вот-вот должна была на них наступить.
У геолога от этой неожиданной ситуации включался «резервный» ресурс. Он мгновенно взлетал над змеей на высоту до одного метра и перемещался в сторону метра на три. Причем экипировка его весила более тридцати килограммов (рюкзак с образцами пород и едой, лопата, сапоги, спальник). После шока маршрут продолжался дальше.
Поэтому будущий настоятель был очень благодарен судьбе за то, что пришлось ему жить и работать в русских лесах, а не в береговых джунглях Амазонки…

2

В начале 70-х годов на границе Псковской области и Латвии будущему настоятелю довелось увидеть довольно страшную картину.
В одном из безлюдных мест шло бурение скважины глубиной до 300 метров с целью определения полного геологического разреза четвертичных пород и их стратиграфии (возраста). Работы продолжались непрерывно уже больше месяца. Буровики и геологи жили в палатках. За это время всем довольно сильно наскучило однообразие. В свободное время каждый занимал себя, как мог: кто купался, кто грибы-ягоды собирал, а кто играл на гитаре и писал стихи.
Как-то в конце сентября прибегает в геологический лагерь один из буровиков с ведерком малины и говорит: «Хотите вам кино покажу?» В ответ все покрутили пальцами у своих висков, как бы говоря: «Откуда в дремучих лесах кинотеатр?» Но приглашение все-таки приняли – любопытство возобладало.
Через час все пришли на большую поляну, заросшую малиной и папоротником. Накануне этот «умник» облил ее по периметру бензином и при появлении «зрителей» зажег. Когда пламя стало стеной высотой до 2-х метров, из центральной части поляны через огненное кольцо в разные стороны стали вылетать в огромном количестве гадюки — сотнями!
Картина была ужасающей, достойной пера Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия», отражающей или Страшный Суд, или круги ада.
От такого «кино» все разбежались с огромной скоростью в разные стороны. Чудом не загорелся вековой лес.
Когда вернулись в лагерь, бригада буровиков «с чувством глубокого удовлетворения» отлупила незадавшегося «кинорежиссера». А после этого его выгнали с буровой.
Оказывается, он, собирая малину, наткнулся на змеиную «свадьбу», где в клубках извивались сотки гадюк. И чтобы немного развлечь геологов, решил устроить шоу. Довольно часто человек бывает хуже животного – и в прямом, и в переносном смысле.
Кстати, народ давно приметил, что такие «свадьбы» в наших широтах происходят, как правило, накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 26-27 сентября. Грибники! Имейте это ввиду! Лучше будьте в эти дни в храме, а не в лесу.

3

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков:
итак, будьте мудры, как змеи,
и просты, как голуби»
(Мф.10:16)
Господь Бог наш Иисус Христос в наставлениях своим ученикам неоднократно приводил примеры из животного и растительного мира. Он призывал учеников обращать внимание не только на особенности их жизнедеятельности, как творений Божиих, но и брать с них пример, потому что Бог, наделив каждое живое существо душой, наградил его и различными отличительными качествами. Причем такими, которыми очень было бы полезно обладать и человеку.
Заканчивая новеллы о змеях было бы справедливо сделать некоторые богословские умозаключения.
«Будьте мудры, как змеи…» А в чем их мудрость? Да, они осмотрительны, осторожны и, в большинстве своем, не агрессивны. Нападают на людей и других животных лишь в случаях самообороны. Они ведут скрытый образ жизни и стараются никому не попадаться на глаза.
Но в преобладающем большинстве своем люди испытывают по отношению к змеям бессознательный ужас. Почему? Вполне очевидно, что причина таится в активном участии змея в падении человеческих прародителей – Адама и Евы. Оправдываясь, Ева ответила Богу: «…змей обольстил меня, и ела» (Быт. 3:13).
После этих слов проклял Бог змея-обольстителя: «…и вражду положу между тобою и между женою… она будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить ее в пяту» (Быт.3:14).
Таким образом, с библейских позиций причина негативных взаимоотношений вполне очевидна. И эта вражда, как генетический наследственный код, многие тысячелетия передается из поколения в поколение в роде человеческом.
Но Господь вот уже почти две тысячи лет настойчиво призывает нас, христиан: «…Будьте мудры, как змеи». Как брать с них пример, если люди их боятся и ненавидят?
Может быть, поэтому-то мы их плохо знаем?
А если бы мы знали их лучше, то обратили внимание, что после каждой зимней спячки змеи обязательно меняют свою шкуру. Они трутся о камни и различные препятствия, до крови раздирают тело, пока не сбросят старую шкуру. Если весной они этого не сделают, то умрут, ведь под старой шкурой за зиму вырастает новая, а жизнь змеи невозможна при их одновременном наличии на теле.
Какой хороший повод задуматься об этом нам, христианам, особенно каждой весной – в преддверии Великого Поста. Вот она – змеиная мудрость, с которой нам следует брать пример. Все духовные, душевные и телесные усилия мы должны направить на сбрасывание своей старой греховной шкуры. И не бояться ни труда, ни боли, ни крови. Не жалеть ни времени, ни усилий, чтобы цепляться и «тереться» всем своим триипостасным существом (духом, душой и телом) за Таинства Церкви, Священное Писание, чтение Святых Отцов и подвижников, воздержание и молитву, чтобы сбросить с себя накопившуюся за год скверну. И четко осознавать, что если этого не произойдет, то наступит наша духовная, а затем и физическая смерть. Ведь недаром Святые Отцы говорят, что «страшна не смерть, а грех нераскаянный». А если произойдет по Милости и Помощи Божией  упразднение духовной смерти – то наступит начало нашего Воскресения. Уже здесь – на Земле!
Пусть для нас будет поддержкой и утешением в труде сбрасывания своих «кожаных риз» (Быт.3:21) апостольское увещевание о том, что «многими скорбями подобает в Царство Небесное внити» (Деян.14:22). Но, главное, будем совершать это, имея в сердце заповедь Христову: «…претерпевший до конца спасется» (Мк.13:13).