Новеллы о грибах

1

Настоятель очень любит собирать грибы.
В любой свободный день или полдня он уходит с собакой в лес. И в течение всего лета до самых заморозков получает от этого занятия душевное и моральное удовольствие. Благо, лес находится рядом.
Польза от этих походов особенно ощущается во время постов. Домашний суп из белых грибов, когда на дворе метель или слякоть – это сказка!
Но настоятеля всегда очень огорчал поиск грибов осенью, когда наступала опасность ночных заморозков.
Например, попадается белый гриб или целое семейство – и почти все червивые.
А ведь какие красавцы стоят – глаз не оторвать! Если попадается целый гриб, настоятель обязательно целует его шляпку. Этому в детстве научила его мама – так благодарить Бога за радость!
Размышляя об этих неудачных грибных встречах, настоятель понимал, что прошли заморозки, и от этого гриб потерял свои жизненные силы, а червь беспрепятственно изнутри интенсивно сжирал его. Пока гриб был жив – он защищался, а умер – и тлен победил. Ведь даже «белые малыши» при этом тоже погибали, хотя внешне выглядели очень красивыми и крепкими.
Как это похоже на нас – людей. Бываем мы внешне красивые и сильные, а внутри нас находятся «черви», которые притаились и ждут своего часа.
Как только у нас наступают в душе «заморозки» от обид, предательств, потерь, то овладевают нами скорби. А Бог и совесть уже находятся в забвении – нет надежды на Спасителя, на Покров Божией Матери, на помощь Ангела-Хранителя. Нет сил и средств для борьбы за свое духовное бытие, и начинает душить нас духовное омертвение. Внешне мы выглядим, вроде бы, благополучно, только душа бесплодна.
Все для нас становится плохим как вокруг, так и изнутри. Чтобы «встряхнуться», начинает человек вместо истинных ценностей употреблять суррогаты: алкоголь, наркотики, естественные и противоестественные новшества интимных отношений. Ведь Бог и стыд в забвении, а если так, тогда Его, как бы, и нет. А если Бога нет, то, как в романе «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского, – «все дозволено».
Еще 2000 лет назад Господь обличал таких людей: «Горе вам…лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27). Страшные слова, не правда ли? Да! Зато это истинный диагноз. А когда больной понимает угрозу болезни, то он будет искать врача для излечения.
Еще очень много таких «красавцев-грибов» живут среди нас. А потом неожиданно увозят их лежать под роскошными памятниками на добычу червям и тлену. Так и не захотели они набраться мудрости, а она так очевидна: «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Премудр.Соломона.I:12).
Но человек – не гриб! Он имеет образ и подобие Божие! И только ему дана Богом возможность в течение своей земной жизни неоднократно духовно и телесно воскресать, если он умирал!
Только для этого человек должен задуматься: а научился ли он быть человеком? Научился ли он жертвенной любви к людям и Богу? Или жизнь проходит бессмысленно?
Есть особенные дни в жизни Святой Церкви – это Великий Пост. Когда еще до конца не утерянный Божественный Дар совести и самосохранения вталкивает нас в храмы. Там мы слышим: «Душе, душе моя, восстани, что спиши – конец приближается…» (кондак Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского).
И тихо-тихо, со слезами, начинается воскрешение нашей души……
Постепенно происходит оттаивание Божественных «спор» в нашей душе. А это – предвестник ее восстания из тлена.

2

Иногда бывает так. Осеннее солнышко 2-3 дня пригреет поверхность земли, и оттает грибница. От ее спор потянутся к солнышку ростки, и вновь вырастают здоровые красавцы-грибы.
Опять же, как у нас, у людей. У каждого из нас, крещенных во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в купели Крещения посеяны благодатные «споры».
Когда согреет нас радость Солнца – Христа, мы начинаем воскресать и плодоносить в вере и жизни земной для жизни будущей. Ни какие прегрешения и падения не могут умертвить в нас эту Божию «спору».
Доказательств этому можно привести огромное количество.
Но может быть и другая ситуация.
Достаточно вспомнить о благоразумном разбойнике, висевшем на Кресте справа от распятого Иисуса Христа. Он был некрещеный, но попал в Рай. Почему? Потому что, во-первых, покаялся: «…мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли…» (Лк.23:41). Во-вторых, попросил Иисуса Христа как Бога, чтобы Он не забыл о нем: «…помяни меня, Господи, когда придешь во Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк.23:42-43). Только Богу такое возможно – некрещеный бандит обрел Спасение и Рай, принеся искреннее покаяние.
А что же будет с нашими крещеными соплеменниками? Ведь они отвернулись от Иисуса Христа и Святой Церкви. Они сознательно предали забвению свои христианские обязанности и совершили почти иудово предательство.
Вот это чудо оправдания покаявшегося разбойника, которое совершил Иисус Христос на Кресте в последние секунды своей земной Богочеловеческой жизни, для многих из нас является грозным предупреждением!!!
Предупреждением о том, что просто Крещение нас не спасет. Спасет наше покаяние и Прощение от Бога. Об этом сказано у апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Евангельском чтении на Пасху Христову: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать……Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан.1:16-17).
Таинство Крещения – благодать, Таинство Покаяния – благодать. Но одно без другого не «работает»! Святые Отцы называют Покаяние вторым Крещением, и не только вторым, а десятым, сотым и тысячным… Так долготерпелив к нам Господь!
На что же могут надеяться те, которые только крестились, а потом сразу же отвернулись от Церкви! Неужели не понятно? Вот в чем вопрос и ответ!
У исторического процесса развития человеческой цивилизации нет сослагательного наклонения «если бы». Факт, случившийся в истории, нельзя ни повторить, ни изменить. И научный эксперимент с историческим процессом невозможно воспроизвести. А ведь как интересно узнать, что было бы, если что-то изменить в истории? Как бы сложилась судьба того или иного рода, поселения, города, народа, государства? Человеческую историю реконструировать невозможно.
А вот в Священной истории Ветхого и Нового Заветов такую многовариантную реконструкцию сделать вполне возможно, хотя и условно. Потому что из описанных в Библии взаимоотношений Бога и человека следует очевидная закономерность: воздаяние за праведность и наказание за нераскаянный человеческий грех.
Ведь если бы наш прародитель Адам после совершения грехопадения, нарушив единственную Божию заповедь, покаялся, то Бог – Творец, обязательно его простил бы.
Но Адам предпочел обвинить в нарушении единственной Божией заповеди Самого Бога и жену свою Еву. «Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел» (Быт.3:12).
Случилась страшная метаморфоза с человеком. Лишились они Рая и Бессмертия. Об этом дивно сказал преподобный Андрей Критский: «И мне грех сшил «кожаные ризы», сняв с меня Боготканую прежнюю одежду. Как смоковными листьями, облекся я одеянием стыда – в изобилии самовольных страстей моих» (2-й день Великого Поста, 2-я песнь Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского). Потрясающе сказано!
«А если бы Адам покаялся?» – спросим мы.
Некоторые говорят: «Ну, жили бы наши прародители вечно в Раю, а нас, человечества, не было бы». Так думают многие.
Нет – мы были бы! Потому что Бог своих обещаний не отменяет. Но слово «Господне пребывает во век» (Ис.40:6-8). «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» (Быт.1:28).
Только мы были бы совсем другие – без червоточины прародительских грехов, которые, по учению Святых Отцов, есть «страстность», «тленность» и «смертность».
Тайна заботы Бога о спасении людей проявилась в Пришествии Христа как Спасителя и Искупителя грехов рода человеческого Своим Крестом, Смертию и Воскресением.
Для нас, современных жителей Земли, в полной мере действуют Его Дары Благодати так же, как и почти 2000 лет назад! Особенно благодать нашего Покаяния и Его Милосердного Прощения.
Но будем помнить, что грядет Его второе Пришествие — уже как Грозного Судьи……
Иисус Христос дал нам возможность примирения с нашим Творцом, указал нам путь и средства для возвращения в наше Небесное отечество. Так будем же пользоваться ими – ибо это «единое есть на потребу» (Лк.  11:42).
Очень важно всегда иметь в своем сердце Притчу Христову о смоковнице, которая уже несколько лет не плодоносила. Она стала впустую занимать место на земле и должна была быть срублена. Но садовник заступился за нее: «Господин! Оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк.13:6-9).
Дадим ли мы «унавозить» себя Духу Святому? Осталось ли у каждого из нас время для принесения достойных плодов покаяния (Лк.3:8)? Но будем веровать, что Господь «…долго терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр.3:9).