Новелла о «младостарчестве»

Есть много сложностей в настоятельской деятельности. И одной из них является пастырское служение.
По евангельской символике пастырь – это пастух, прихожане – это овцы. Пастырь должен быть их руководителем на пути спасения. Самого Господа нашего Иисуса Христа в Церкви называют Пастыреначальником, то есть Богом, Отцом и Наставником всех пастырей (1Петр.5,2-4). А пастыри в Церкви – это:
— архиереи, в их числе: Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы – все они монахи или «черное», то есть неженатое духовенство;
— священники, в их числе: протопресвитеры, протоиереи, иереи – «белое», женатое духовенство;
— а также: архимандриты, игумены, иеромонахи – все они монахи или «черное», то есть неженатое духовенство.
У каждого из этих пастырей своя паства. Например, у Патриарха – это вся Русская Православная Церковь, чада которой проживают в более чем 60-ти странах мира. У архиереев – духовенство и верующие епархии, которой они управляют.
А настоятель – пастырь одного или нескольких приходов. Если приходы большие, то в составе духовенства (причте) имеется несколько священников, которые помогают настоятелю окормлять их паству.
Следует извиниться за очевидные подробности, но они могут быть неизвестны невоцерковленному читателю.
Так вот, перейдем к сути проблемы. Она заключается в том, что любому пастырю угрожает искушение заслонить собою Бога и превратиться в вершителя судеб своих пасомых.
На Руси всегда любили батюшек и доверяли им полностью. И, Слава Богу! Однако иногда пастырь забывает, что он для них добрый наставник, опытный советник и молитвенник, но не командир, который имеет право только приказывать, а они выполнять.
Для таких «ретивых» командиров в нашей Церкви даже прозвище нашлось – «младостарцы». На самом деле, это молодые священники из «неофитов», то есть недавно крестившихся, с хорошим светским образованием.
В 90-х годах, когда началось активное возрождение Церкви, был особенный кадровый «голод» на священство в приходах. И архиереям приходилось рукополагать верующих и благочестивых мужчин в священство при условии, что они имели опыт алтарного и клиросного послушания с перспективой их последующего заочного духовного образования.
В настоящее время кадровая проблема, в общем, нормализовалась. Рукоположение в священство без духовного образования сейчас совершается в исключительных случаях. В Московском Патриархате уже открыто много духовных училищ, семинарий и богословских университетов.
Часто «младостарчеством» такие молодые священники заболевали не из-за плохого умысла, а скорее от чрезмерного усердия вместить «по-быстрому» опыт Церкви. Они прочитывали много духовных произведений Святых Отцов, преподобных и подвижников, которые давали рекомендации на основе своего многолетнего духовного опыта. Это были люди святые, еще при жизни творившие чудеса исцелений, воскрешений и прозорливости. Но главное – они получали власть от Бога быть руководителями в духовной жизни своих подопечных. Для этого они вымаливали себе великий Дар Смирения! И больше примером святой жизни, чем приказами, они давали советы, как следует избавляться от совершенных и будущих грехов и как искать путь к спасению.
Многие начинающие верующие люди обрекли себя в зависимость от современных «младостарцев». Их руководство было, в основном, не духовной жизнью пасомых (так как они не понимали, как это делать), а земной. Например: «Тебе благословляю поститься, а тебе пока нет; ты можешь дом продавать; ты разводись; тебе для покаяния надо совершить два паломничества и две отчитки (изгнание бесов)» и так далее. Таким образом, подавлялась свободная воля верующих людей, и они добровольно отказывались  сами решать свою судьбу. Для Бога в их душе, сердце и голове места уже не находилось. Это место занимал «младостарец» и заменял им Бога.
Кстати, редко кто из опытных и здравомыслящих священников дерзает совершать чин отчитки (экзорцизм). Только святым такое священнодействие было по силам.
В итоге проблема «младостарчества» назрела настолько сильно, что в начале 2000-х годов Святейший Патриарх Алексий II сделал специальный доклад на епархиальном собрании духовенства Москвы с рекомендациями по врачеванию этой болезни.
В нашем приходе служил один священник с признаками такого заболевания, и настоятелю пришлось с ним расстаться.