Новелла о церковной этике

Научаясь опыту служения в Санкт-Петербургской традиции, которая заметно отличается от Московской, настоятель воспринял много полезного: как надо служить и общаться с братией и прихожанами. Но самое великое приобретенное знание – как недопустимо общаться.
Ведь в любом храме настоятель, по новому Уставу Русской Церкви, обладает большой духовной и хозяйственной властью.
Это в советские времена в храмах заправляли старосты, нередко чуждые Церкви и буквально мучившие своими издевательствами настоятелей и священников с молчаливого одобрения советских органов. На эту тему можно было бы привести много примеров. Но не хочется осуждать этих уже почивших грешников. Нам, христианам, остается только молиться Богу о прощении их прегрешений.
В постсоветское время нередко бывает так, что настоятели, мягко выражаясь, неумело употребляют свою власть, настаивают на своем «по делу» и «не по делу». Недаром слово «настоятель» имеет такой же корень. Вместо терпеливого разъяснения они переходят на откровенное хамство и оскорбления.
При этом ими забывается братская любовь во Христе, терпение и смирение. Будущий настоятель и сам не раз испытывал такие «православные наезды» на себя, причем из-за ерунды. Приходилось терпеть со слезами на глазах. Отвечать было невозможно: «ты в храме» и «не в равном достоинстве».
Так что «школу смирения» он прошел хорошую и очень хотел стать примерным и добрым настоятелем. Но, что греха таить, сам нередко срывался на своих подчиненных и обижал их. То ли нервы были слабые, то ли уставал от большой нагрузки, то ли имел очевидные пробелы в воспитании. Правда, с годами он становился заметно терпимее.
Кстати, о воспитании и этике. Жаль, что в духовных школах почти совсем не уделяют этому внимания при подготовке обучаемых к священству и настоятельству. Ведь так важно общаться со всеми доброжелательно и по-человечески!